Яндекс.Метрика

Хубсугульский аймак

     Территория аймак а 101 000 км2. Население 123 900 чел. Плотность населения – 1,22 чел. на 1 км2. Основой жизнедеятельности населения остается скотоводство, в аймаке насчитывается приблизительно 1.75 миллионов голов домашних скотов, большинство которых – овцы. Большинство населения Хубсугульского аймака зарегистрировано как халхи – этническая принадлежность большинства Монголии, в Дархадской котловине и на западном побережье Хубсугала обитают дархаты, тувинцы и буряты. По переписи 1989 г. в Дархадской котловине проживает 14 300 дархатов, несколько тысяч тувинцев, бурятов, урянхатов, сойотов, цаатанов, которых в Монголии называют оленеводами. Количество семей цаатанов совсем небольшое, их осталось около 80. Они живут в оленьих чумах и носят одежду, изготовленную собственными силами из шкур северных оленей. Занимаются разведением оленей, исповедуют шаманизм.
     Озеро Хубсугул и Дархадская котловина – наиболее живописные уголки Монголии с непривычным для нас обилием разнообразных птиц и диких животных, с белыми войлочными юртами и большими стадами лохматых яков в степи. Красивее Хубсугула нет озера в стране монголов. Это подтверждается бурным ростом туристических баз на его берегах и увеличением количества желающих увидеть озеро.


Поселок Ханх


     На севере озера Хубсугул имеется только один поселок, возникший первоначально как русское поселение на берегах Косогола. Старинный купеческий поселок был основан в XVIII в. Первоначально назывался Турт по имени одноименной реки, впадающей в этом месте в озеро. В 1716 г. на берегу Хубсугула боярскими детьми Никитой Богдановым и Федором Кочетовым с казаками был построен русский острог. Однако через 5 лет по просьбе Китая он был снесен. А еще через 6 лет была проведена граница, и продвижение русских на юг прекратилось. На прибрежной улице в поселке Ханхе до сих пор сохранились старинные русские купеческие дома. Через этот поселок проходил зимний чайный путь, когда на подводах по замерзшему льду озера перевозили из Китая на ярмарку в Иркутск тюки с китайским чаем.
     В XIX в рядом с Ханхом произошла историческая битва монголов, возглавляемых национальным героем Монголии Ван Цэнгуун-жавом с маньчжурскими войсками. Монгольское племя, не признавшее маньчжурского владычества откочевало сперва с юга Хубсугула в Дархадскую котловину, а затем и на север Хубсугула, намериваясь перейти в Россию. К Ханху они подошли поздно вечером и Ван Цэнгуун-жав сказал, что не гоже как ворам переходить границу ночью, пойдем в Россию утром и отправил двух гонцов в Россию, предупредить о своем подходе. Для ночлега разбили лагерь на Лысой горе. Эту гору видно при подъезде к Ханху с правой стороны автодороги, на вершине и сейчас среди леса видна большая поляна. Лагерь монгольского отряда был замечен китайцами с помощью раздвижной телескопической трубы с другой горы. Ночью монголов окружили и напали на них в темноте врасплох. Захваченного Ван Цэнгуун-жава маньчжуры тайно, опасаясь восстания монголов, срочно переправили в Пекин, где применили изощренные пытки раскаленными китайскими монетами с квадратными отверстиями, прижигая их к телу пленника, говорят что, поэтому китайские монеты с квадратными отверстиями не любят в Монголии. На месте исторического сражения и пленения Ван Цэнгуун-жава администрация Ханха планирует установить памятный обелиск.
     С Ханхом связана история монгольского флота, именно здесь строились самые первые деревянные баркасы и баржи. Для их строительства вырубался лиственный лес, вырубки которого можно наблюдать на полуострове Долон.
     Напротив устья реки Турта в озере раньше находился четвертый остров Хубсугула – Цахлайн-Ур (Чаячье гнездо). Это был совсем небольшой остров диаметром с монгольскую юрту и возвышавшийся над водой примерно на один метр в 100 м от берега. Близость острова к берегу натолкнула местных жителей на мысль соединить перемычкой небольшой остров с берегом и установить там памятник, т.к. однажды случилось, что на остров переплыл лось, его убили, но мясо оказалось зараженное дизентерией и съевшие его умерли. Следы привезенных сюда камней, отсыпанных узкой дугой к острову видны под водой до сих пор. Капитан судна «Сухэбаатор», отец капитана Че Бата, установил на этом острове котел с первого монгольского парохода «Монгол» в память о строительстве этого судна в Ханхе. Этот котел ушел под воду вместе с островом. Сейчас в этом месте так мелко, что нельзя проплыть над ним на катере.
     В середине ХХ века пос. Ханх становится крупной перевалочной базой для поставки нефтепродуктов из России. В Ханхе строится нефтебаза и порт. Однако в конце 80-хх годов прошлого столетия Великий народный Хурал Монголии, принял решение, запрещающее перевозку через озеро нефтепродуктов из России в связи, с чем были закрыты две нефтебазы. Поселок Ханх имеет водное сообщение с пос. Хатгалом, время в пути на катере около 8 часов, расстояние по воде – 124 км, по автомобильной дороге – 177 км.
     В настоящее время это совсем небольшой поселок с населением около 2500 человек. В поселке находится детский интернат, спортивный зал. В школе можно ознакомиться с экспонатами краеведческого музея, в числе которых есть предметы железных подвесок с шаманского костюма, найденных в 35 км от Ханха. Имеется 4 туристических базы, несколько магазинов, пограничная застава, порт и законсервированная нефтебаза. Бензозаправочная станция расположена на территории нефтебазы. Заправиться здесь можно только бензином марки Аи-72 и дизельным топливом. Бензозаправщик живет рядом и обычно сразу появляется, если посигналить возле бензозаправочной станции.   На всем озере нет ни одного промышленного предприятия. Сбросы в озеро полностью отсутствуют.

Поселок Хатгал



     На юге Хубсугула расположен крупный поселок Хатгал. Поселение в Хатгале, основано в 1727 г. как форпост Манчжурии, препятствующий продвижению России на этом направлении. В 1911, первый пароход «Сухбаатор» начал курсировать по озеру, и Хатгал стал важным пунктом для российско-монгольской торговли. Это буксирное судно-паром является флагманом Флота Монголии и его изображение традиционно на картинах о Хубсугуле. После 1990 г. и развала Советского Союза торговля резко уменьшилась, много людей потеряли свои рабочие места, перестал выполнять регулярные рейсы и флагман монгольского флота судно «Сухбаатор».


     Население Хатгала – 2498 чел (перепись 2000 г.). Здесь находится администрация Хубсугульского национального парка, информационно-визитный центр парка и местный краеведческий музей. А городе множество маленьких магазинов, есть каые и гуанзы, больница и почта, откуда можно позвонить в Россию. В Хатгале имеется аэропорт, связывающий авиарейсами пос. Хатгал с Улаанбаатаром и чартерными рейсами с Иркутском. Чаще самолеты прилетают в Мурэн, и уже оттуда туристы на автомашинах приезжают на Хубсугул (102 км). Расстояние от Хатгала до Улаанбаатара по автодорогам – 757 км. От Хатгала до Мурэна 101 км – три часа по ухабистой гравийной дороге с гофром. Бензозаправочная станция в Хатгале – бензин только марки Аи-80 и ДТ. Вблизи Хатгала на западном побережье озера расположено большое количество туристических баз (более 15 баз).

Использованы рассказы путешественника и писателя Сергея Волкова, сайт "Байкальская земля" http://baikal.irkutsk.ru



Hosted by uCoz