Яндекс.Метрика

Путешествие в Монголию в Дархатскую Котловину.

Сентябрь 2012 г.


      На улице мороз, -30°С. А дома тепло. Скоро Новый Год. Приятно вспомнить у мурлыкающего компьютера жаркое лето. Экспедицию в Монголию. Свежепойманная рыбка. Очень вкусная. Барашек копченый. Молоко яков, сливки, аруул, это сушеный творог. Тоже вкусный. Но на любителя. Мягкий, пушистый ковер из диких вековых мхов. Монгольские юрты. Пыльные монгольские поселки, как в ковбойских приключенческих фильмах. Всадники, появляющиеся из ночи. И растворяющиеся в ней.

       Какой-то параллельный мир, другое измерение. От моего дома всего 400 км. Полдня езды. Монгольские друзья. Найз по-монгольски. Трудно было их понять. Почему!? Всю жизнь в «однокомнатной». Вся жизнь проходит в юрте. И рождение, и прием гостей, и приготовление пищи, и выхаживание новорожденных ягнят. Деньги есть. УАЗы, «Джипы» около юрты не редкость. При разговоре иногда выясняется, что дети учатся в Оксфорде или Кембридже. Около каждой юрты спутниковая антенна, телевизор. Рядом города, поселки с горячей водой, с магазинами, театрами. Но, нет.

       Жив еще в монголах дух Чингизхана. Жажда свободы. Вот что удерживает монголов в степях, в юртах. В постоянной борьбе за выживание вместе со своими стадами коней, овец, коз с кашемировым пухом, яков, удивительно грациозных и красивых. В городе человек сам себе не принадлежит. Зависит от всего. От подачи воды, от подачи газа, от подачи электроэнергии. От тысяч других людей зависит его благополучие и сама жизнь, возможность выживать. А монгол в юрте сам себе голова. Ни от кого не зависит. Газет не читает. «Радивом» голову не забивает. По телеку смотрят только национальную борьбу сумо.

       Экспедиция в «параллельный мир», в Монголию в Дархатскую Котловину началась с телефонного звонка. Денис из Москвы попросил организовать интересное путешествие с рыбалкой на тайменя. И, хотя тайменя мы не поймали, и Денис и Света, жена Дениса, остались довольны, судя по выплаченным «бонусам». Договор был по 1 т. р. за каждый килограмм пойманных и отпущенных на волю тайменей.

       После звонка началась переписка по скайпу, по электронной почте. Определились с датой прилета и отлета. Выбрали интересный конный маршрут по берегу озера Хубсугул, потом вверх по реке Хара-Гол, потом перевал Бэлчир, река Утраг-Гол. Целебные источники Утраг-Аршан, река Шаргын-Гол, река Тенгиз-Гол.

       По ходу дела маршрут подкорректировали. Вычеркнули Тенгиз-Гол и добавили Ренчинлхумбэ, "ковбойский" поселок с ламами, где то недалеко от Шамбалы. На подготовку оставалось всего три недели. Время хватило, чтобы сделать визы, позвонить по скайпу в Монголию, согласовать вопросы по снаряжению, купить продукты, купить подарки монголам, найти УАЗ, с водителем, не боящимся монгольских дорог.

       Перелет, встреча в аэропорту, переезд до границы в п. Монды заняли один день. Самолет прибывает рано утром. В пять вечера мы были уже на границе. Пограничный переход работает до 18-00.

      По дороге пообедали в кафе с шикарным видом на Байкал. Кафе не работало не было ни одного посетителя. Было очень досадно. Но, когда мы уже собрались уходить, все вдруг заработало. Это был хороший знак.

      «В тесноте городов» всякие "сентиментальности", суеверия кажутся смешными. На просторах же монгольских степей, окруженных снежными вершинами величественных гор, спеси как-то по убавляется. На фоне буйства стихии начинаешь забывать, что ты царь природы. Начинаешь себя чувствовать песчинкой в мироздании. Не раз вспомнишь и «Отче наш...», и духов воды, и духов ветра, и духов огня. Бросишь монетку у бурятских капищ, у монгольских Обо. В этой экспедиции тоже пришлось «хватить лиха». Но, как говорится: - «все хорошо, что хорошо кончается».

       После обеда еще 300 км по хорошему асфальту до границы. По дороге остановились у магазина в п. Монды. Прикупили еще продуктов и терку для морковки.

      Границу перешли буднично без происшествий. Очереди не было. Обменяли рубли на тугрики. Чем несказанно осчастливили монгольских пограничников и таможенников. После границы все сразу изменилось. И деревья, и трава, и коровы, и овцы и люди. Все другое. Заехали на погранзаставу в п. Ханх. Предупредили о своем маршруте, о пребывании в пограничной зоне. Потом по навигатору нашли в степи юрту Рэнчина. Монгол, который и барашка для нас зарезал, и коней дал, и монгольского помощника, и сам с нами поехал в путешествие. Вообще все сложилось очень удачно. Самое главное, что сразу решился вопрос и с конями и c надежным проводником-монголом. Не последнюю роль сыграли яловые сапоги. Которые Денис со Светланой привезли из Москвы в подарок Рэнчину. Половину денег мы отдали сразу. Остальное в конце экспедиции. Когда все переговоры закончили было уже темно. Забрали мясо, молоко, сливки, творог и рванули к турбазе. Где нас должны были ждать. 25 км по «монгольским» дорогам не простое испытание. В темноте, луны не было, чуть не заехали в озеро. В Хубсугул. Благими воплями уговорили водителя выйти из машины и найти потерянный брод. Дело было в 500 м от турбазы. День был очень насыщенный событиями. Так хотелось в теплую юрту, в койку. И, действительно, нас ждали.

      Время было уже близко к полуночи. Когда растопили печку, сварили ужин, покушали и легли спать. Других туристов, кроме нас, на турбазе никого не было. Назавтра хотелось начать конную часть маршрута. Но получилась дневка. День отдыха. Монголы не смогли собраться так быстро. И время старта перенесли на следующий день.


      Время не прошло даром. Закоптили баранину в дорогу.       Рассортировали, разложили, упаковали продукты и вещи. Разложили карты, сориентировались на местности.

      На следущий день с утра познакомились со своими конями. Сделали пробную прогулку верхом. Подогнали под себя стремена.

      И, собственно говоря, экспедиция началась!. Монголов с конями отправили вперед. А сами на машине с вещами вдогонку.

      Встретиться договорились у брода через Хоро-Гол. По пути заехали на Арван Гурван Обо. Священное место у монголов.
       Брод переходили уже верхом на конях. Застрявшую в болотине машину с вещами вытащили довольно быстро. С минимальными издержками. Только то, что трубу выхлопную загнули. Гена, наш шофер, на стоянке ее выправил. Да вещи пришлось выгрузить и загрузить снова. Сами пересели на коней. Первую ночевку в полевых условиях сделали у Нарийн-Гола, притока Хоро-Гола. Дальше путь предстоял уже без машины сопровождения. Только верхом. Машина нас должна будет ждать обратно через 10 дней у брода.

       И уж как мы то рады будем ее встретить. Не опишешь словами. Буквально "уходили от погони". Непогода за нами гналась. Снег, метель на перевале Бэлчир навевали мысли о вечном. 19 сентября. Лето кончилось и сразу зима. Но нам уже было не страшно. В "монгольском пятизвездочном" отеле, "Край Земли", в шикарной отлично натопленной бане. Нас догнала зима. Вчера еще была жара. Ехали верхом на конях в футболках. А сегодня все вокруг белым бело. И вершины гор и долины и зеленая трава.

       Но не будем торопиться. Еще 10 дней. До "зимы". Вторая ночевка предстояла на целебных источниках "Утраг-Аршан". Обед не варили. Слишком долго и хлопотно развьючивать и навьючивать коней. Хватило копченой баранины. Хлеб, яблоки, вода из горной реки. Кони в болоте на перевале проваливались по самое брюхо. Такая конная тропа. По дороге монголы верхом не ездят. Кони сбивают о камни копыта. Да и длиннее дорога. Пожалуй, это был самый тяжелый переход. Километров тридцать. Было бы интересно разделить на на два перехода по 15 км. Если бы был июль - начало августа. А в сентябре в Хоро-Голе рыбы нет. Уже спустилась в озеро. Хотелось быстрее "прорваться" в Дархатскую котловину, в рыболовецкое "Эльдорадо".
      Погода благоприятствовала. Было достаточно тепло, комфортно. Но комаров, мошки, паутов, буквально заедающих коней летом, уже не было.






Продолжение следует

111






Video

http://youtu.be/6BdzXELkPeM






Hosted by uCoz